Наталья Александровна Громыко, учитель Преображенской школы прошла все конкурсные испытания первого тура конкурса «Учитель года Красноярского края -2013». Мы попросили её дать интервью.
- Наталья Александровна, любой профессиональный конкурс связан с напряжением, волнением, в какой-то степени бессонными ночами, требует больших физических и умственных затрат. Есть ли у Вас особенный секрет, который позволяет вам быстро справиться с таким состоянием и сосредоточится на выполнении конкурсных испытаний?
Есть ряд упражнений, которые позволяют справиться со стрессом и волнением.
- Лицо: начните с успокаивающего массажа висков и стимуляции щёк
- Рот: Вообразите, что вы медленно жуёте огромную, жёсткую ириску для того, чтобы потренировать вашу челюсть. Теперь представьте, что на зубах остались небольшие липкие кусочки, которые вам нужно убрать с помощью языка
- Руки: встряхивайте ими, начиная от запястья. Чем быстрее вы трясёте, тем лучше. Потирайте кисти рук с усилием, как будто моете их под краном. Массаж пальцев, начиная от основания к ногтю, разминающими движениями
- Уши: растереть мочки ушей, массировать ушные раковины растирающими движениями
- Дыхание: должно идти как бы из живота, а не из верхней части лёгких. Замедлите его, сделайте спокойным, равномерным, глубоким
- Голос: есть упражнение, которое за 30 секунд помогает разогреть голосовые связки.
Посмотрите на портрет Альберта Эйнштейна. Он готовится к выступлению. Потому что, чтобы моментально разогреть голосовые связки, нужно высунуть язык как можно дальше и произнести часть текста, добиваясь максимальной ясности звучания. Эти упражнения помогают усиливать кровоснабжение сердца, горла, активизировать работу щитовидной железы, снять усталость.
- Как лично Вы восприняли новый формат регионального конкурса «Учитель года Красноярского края - 2013»?
В конкурсе такого уровня (краевой, профессиональный, очный) я принимала участие впервые. В любом формате такое мероприятие вызывает страх и волнение, анализ своих возможностей, оценку своих сил. Но в этом году, знакомясь с положением конкурса, у меня постоянно возникала мысль: «Ничего себе! Вот это придумали! На отборочном этапе выставили 4 сложнейших конкурса». На деле так и оказалась.
- Что такое ИТИП?
Интеллектуальные Творческие Игры Педагогов – выполнение творческих заданий в команде при активном участии каждого члена команды. Результат деятельности команды зависит от действий каждого участника. Если выпадает одно звено из команды, команда обречена на неудачу. Для достижения успеха важно четко разработать стратегию деятельности команды, распределить обязанности, выработать общее понимание результатов деятельности. На все отводиться очень короткое время.
- Чем важны для личных достижений групповые и индивидуальные туры ИТИП?
Вырабатываешь личную стратегию поведения. Тренируешь характер: если характер не проявлять, то потеряешься в действии. Мобилизуешься для работы. Кроме того, это хороший способ знакомства с коллегами: сразу видно характер человека, его способности, уровень притязаний, умения и знания.
- Приведите пример ИТИП.
Игра «Собери слона». Картина разрезается на сектора. Каждый член команды получает часть изображения. С помощью слов необходимо рассказать остальным, что изображено на твоей части картинки. Нельзя использовать жесты и показывать свой сегмент окружающим. Капитан должен сказать что изображено в целом на картине. Игра идет на время. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее всех назовет что изображено на картине. Вместо слона может быть число, слово, фигура.
Это могут быть «Живые шахматы», «Коммуникативные бои», «Дебаты».
- По какой теме проводили мастер-класс Вы?
Это был фрагмент урока обществознания по теме «Социальный статус» на основе технологии «Активные методы обучения».
- В своей профессиональной деятельности вам приходится готовить учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию, где требуется написать эссе по теме. Чем отличается эссе в рамках ЕГЭ от эссе конкурсного испытания?
Конкурсное эссе отличается более жесткими рамками и требованиями. Прежде всего, ограниченное время (2 часа). Четко ограниченные объемы эссе (до 2 стр.), отражение в содержании проблемы по теме эссе, описание своей педтехнологии в контексте поднятой проблемы. Строгие требования к построению аргументации (тезис-пояснение-пример). Требование к выражению своей позиции по представленной проблеме. Необходимость соблюсти оригинальность и логику изложения.
На ЕГЭ дети поставлены в более жесткие временные рамки, но содержательные требования более свободны на экзамене. Можно воспользоваться мнением великих людей, использовать при написании клише, чьи то подходящие мысли.
- Какие вопросы выносились на «Дебаты»?
Коммуникативные бои – это более интересная форма, чем дебаты. Бои предусматривают одновременно работу команды и индивидуальное выступление. Тема обсуждения и позиция обсуждения предлагается общая для всей команды. Но каждый игрок должен определить понятия обсуждаемой темы, привести свой аргумент в контексте темы обсуждения, задать свои вопросы оппонентам. Здесь приходиться выбирать как играть – командой или только за себя (не обращая внимание на участников своей команды). В ходе игры обсуждались общие вопросы, касающиеся проблем образования. Конкретной практической значимости темы обсуждения в себе не несли. Например: «Главное в школе учеба, а не праздники», «Правовое образование должно стать главной задачей школы».
Эта форма работы обогатила мою педагогическую копилку, но я считаю её не подходящим испытанием для такого конкурса. Слишком много субъективных факторов играет роль при оценке такого испытания: усталость членов комиссии, фоновый шум в зале, отсутствие достаточного количества микрофонов. И такая деятельность не является основной в педагогической практике. На первый план выходят не профессиональные качества педагога (умение организовать аудиторию, владение технологией преподавания, знание предмета), а личные характеристики конкурсанта (быстрота психических реакций, стрессоустойчивость, напористость). Возникает много вопросов: почему количество баллов за это испытание превышает количество баллов за мастер-класс? Почему нельзя посмотреть протоколы конкурса (демонстрируют только итоговую ведомость)?
- Какие новые идеи почерпнули от коллег – участников конкурса?
Я не имела возможности видеть всех своих коллег в деле, только ту подгруппу в которой участвовала сама. Узнала новые веяния в педагогической практике, новые интересные формы работы с детьми, которые стараюсь освоить на уроках уже сейчас.
Хочется пожелать коллегам не бояться новых проб и ошибок. Новый опыт всегда нас обогащает.
- Наталья Александровна, огромное спасибо за исчерпывающие ответы. Желаем дальнейших успехов Вам и вашим ученикам.
|