Урок: вопрос – ответ (или не ответ), или спрятанные ото всех глаза, и попытка ребенка со своим метр-… сидя на второй парте, укрыться за щупленькой Машенькой. И я делаю вид, что его действительно не вижу, нет такого человека в классе и парта пуста. Пока. А после перемены в классе – битва за первую парту: битва настоящая, слезы, летящий пенал. Временное перемирие заключить помогла, но первых парт много меньше, чем желающих. И так пять раз в неделю, уже почти двадцать девять лет.
Что удерживает учителя в школе?
Интервью с учителем начальных классов МБОУ «Дороховская СОШ» Яковлевой Еленой Валерьевной.
1.Когда Вы решили посвятить свою жизнь образованию? По какой причине?
Всегда хотела быть учителем, и, причем не ставить оценки, а именно УЧИТЬ. Это была мечта о начальной школе. Постоянно играла в школу, у меня были тетради, обычные книги выступали в роли учебников. Моей первой учительницей была Пальчун Анна Алексеевна. Для нас, тогдашних первоклашек, она была не просто учителем, а наставником, непререкаемым авторитетом, самым добрым и чутким человеком. Она была учителем с большой буквы, на которого хочется равняться. Об Анне Алексеевне у меня остались очень тёплые детские воспоминания, и мне очень хотелось быть похожей на неё.
Моя мама тоже была учителем начальных классов. Я постоянно видела её то за тетрадками, то за конспектами, то в окружении детворы. Мне это очень нравилось, мне тоже хотелось работать с детьми.
2.Вы единственный педагог в семье или у вас династия учителей?
Нет, я не единственный педагог в семье.
Моя бабушка, Булич Евгения Ивановна, 40 лет своей жизни отдала педагогическому труду. Она работала учителем начальных классов в Кибитенской начальной школе Назаровского района.
Мой папа 45 лет проработал учителем физической культуры в школах Назаровского района. Последние 29 лет он трудился в Дороховской средней школе. Всю свою жизнь папа занимается спортом. Это очень энергичный, ответственный, трудолюбивый человек.
Моя мама, Булич Людмила Павловна, в 18 лет покинула родной дом в Подмосковье и отправилась работать в Сибирь. Вот с тех пор, в течение 40 лет, и учила она детей уму - разуму в школах Назаровского района. К своей работе она приложила умелые руки и своё огромное сердце.
3. Что вам больше всего нравится в вашей профессии?
В профессии учителя мне нравится понимание того, что всё, что я делаю — это не случайно и не зря. Это возможность постоянного общения с детьми и возможность видеть мир их глазами. Это постоянный поиск ответов на вопросы, которые ставит жизнь. Это постоянная молодость! Профессия всегда держит меня в тонусе. Я не имею права прийти на работу в джинсах, майке и с немытой головой. Помимо этого профессия заставляет меня всегда держать руку на пульсе педагогических технологий, современных форм строения и ведения уроков. В моей профессии постоянно нужно развиваться, самосовершенствоваться. Нельзя стоять на месте.
Вторым огромным плюсом своей профессии считаю отпуск, который всегда летом! Большой отпуск! И, конечно, сезонные каникулы.
4. Говорят, что каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. За что Вы любите предмет, который преподаёте?
Я думаю, что каждый школьный предмет интересен по-своему. Но именно начальная школа даёт ребёнку фундаментальные знания, учит его учиться, самостоятельно добывать знания. Учителю начальных классов, как никому другому, необходимо обладать не только талантом педагога, но и природным даром воспитателя. Он должен быть работоспособным, уметь тонко чувствовать индивидуальность каждого ребенка, владеть методами и приемами работы. Самое ценное в моей работе – общение с детьми. Младшие школьники добрые, непосредственные, доверчивые. Очень интересно наблюдать, как они общаются друг с другом, преодолевают трудности. Они взрослеют на моих глазах и очень приятно наблюдать это взросление.
5. О чём Вы думали, идя на первый урок?
Мыслей в голове было очень много. Каким получится мой первый самостоятельный урок? Всё ли у меня получится? Понравлюсь ли я детям? Правильный ли выбор я всё-таки сделала? Долго готовилась к первому уроку, написала очень длинный конспект, все вопросы и даже предполагаемые ответы. При встрече в глазах детей увидела радость встречи. Урок шел как по маслу. И помню ощущение невероятного комфорта и мысль, на которой я вдруг себя поймала в середине урока: это то, чем я хочу заниматься в жизни.
6. О чём Вы думаете, идя в школу? А из школы?
Когда иду в школу думаю о школе, об уроках, о детях. Когда возвращаюсь домой, то думаю о том же…
7. Сколько лет вы посвятили школе? Не жалеете? А хотите ли поработать где-нибудь ещё?
В школе я уже проработала 29 лет. Нет, не жалею, думаю, что я счастливый человек, я выбрала ту профессию, которая мне нравится.
8. Если бы Вы начали жизнь сначала, Вы стали бы учителем?
Опять бы стала учителем: наверное, гены такие сидят во мне: папа, мама, бабушка были учителями и мне на роду написано, я счастлива в своей профессии.
9. Когда Вам комфортнее работается: в наши дни или в начале Вашей трудовой деятельности?
Каждое время имеет свои «плюсы» и «минусы». Раньше у учителя было больше времени для занятий с детьми, было гораздо меньше бумажной волокиты…. Зато сейчас какое замечательное оборудование в классах, какие возможности для обучения и развития. Я часто думаю о том, что было бы, если бы сегодняшние возможности да перенести во времена начала моей педагогической деятельности...
10. Что Вы больше всего цените в Ваших учениках?
Больше всего я ценю в учениках доверие, взаимопонимание, взаимоуважение, непосредственность, открытость для общения и умение отвечать добром на добро.
11. Работали ли Вы в других учебных заведениях?
Нет, не работала. Эту школу я в 1988 году закончила, в ней же уже 29 лет и преподаю.
12. Ваши увлечения, чем любите заниматься в свободное время?
Люблю почитать интересные книги.
13. Назовите Вашу жизненную позицию или девиз.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В. О. Ключевский)
Дети будто маленькие человечки с разных планет. Кто-то прилетел с планеты «Нехочуха», а кто-то с «Выскочки». Вы когда-нибудь встречали снежинки, похожие друг на друга? Так и с детьми, может появиться и балерина, и рокер. Нет одинаковых ребят, нужно найти к каждому индивидуальный подход.
|