В учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, при поддержке Министерства образования и науки Красноярского края и Агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края с 7 по 12 декабря 2012 года проводится общекраевая акция V Уставный урок «Наш Красноярский край: познаём и любим!». Урок посвящается Году российской истории и 190-летию Енисейской губернии. Сроки проведения Уставного урока связаны с двумя календарными событиями: 7 декабря - день образования Красноярского края в 1934г., 12 декабря - день образования Енисейской губернии в 1822 г.
В Уставном уроке 2012г. примут участие учащихся 5-11-х классов и учреждений системы НПО – СПО (всего около 200 тыс.чел.). На материалах региональной истории ученики узнают события истории, связанные с образованием Енисейской губернии; деятельность людей, которые создавали, развивали Енисейскую губернию и Красноярский край. Основой содержания уроков являются исторические источники, архивные документы, связанные с историческими деятелями, с наиболее продуктивными решениями власти и общества, определившими облик Енисейской губернии и Красноярского края в истории России. Примерами таких решений являются: образование Енисейской губернии, развитие золотопромышленности, создание пароходства и сухопутного сообщения, освоение северных территорий, культурные инициативы граждан, меценатство и т.п.
Для 5 – 7 классов учебное занятие называется - «Енисейская губерния: путешествие в 1822г.». Хронологические рамки урока в 5 – 7 классах – это период 1822 – 1831гг., время, губернаторства А. П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор А.П.Степанов. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии на основе информации из очерков А.П.Степанова «Енисейская губерния» и краеведческих работ красноярских историков.
На уроках в 8 – 9 классах представляется обзор истории от образования Енисейской губернии до начала XX века. Главная идея урока: люди Енисейской губернии, их деятельность и продуктивные решения, меняющие облик региона и жизнь населения. В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «гражданская позиция (инициатива)», которая присуща как людям, стоящим во главе губернии, так и тем, кто принимал активное участие в развитии губернии в области просвещения и культуры.
На уроках в 10 – 11 классах, в учебных группах системы начального и среднего профессионального образования края предполагается оценить эффективность источников модернизации в разные периоды исторического развития региона. Хронологически учебное занятие для 10-11 классов охватывает период с середины XIX до середины XX века. Мотивацией для постановки вопроса об источниках модернизации в губернии является изменение динамики населения губернии и края в различные периоды. В рамках дальнейшего исследования в ходе урока на основе документальных материалов учащиеся выявляют периферийность как одну из основных проблем определяющих развитие региона, знакомятся с историческим опытом её преодоления.
В рамках Уставного урока в школы приглашены историки-краеведы, политические деятели, депутаты разных уровней, представители исполнительной власти, бизнесмены, ученые, деятели культуры, спортсмены и т.д. – люди, чья деятельность является примером служения общественному благу, нашему краю, Отечеству.