25 мая в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при поддержке министерства образования Красноярского края прошёл фестиваль «Практики образовательных организаций по работе с семьёй». Кафедрой семейного воспитания, открытой КИПК в 2015 году (заведующая кафедрой Фёдорова Светлана Анатольевна), были обозначены проблемы, связанные с выстраиванием траектории «школа-семья».Поиски путей решения данной проблемы подкреплены нормативными документами:
•Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
•ФГОС ОО «Профессиональный стандарт педагога» (работа с семьёй рассматривается как профессиональная компетенция). Необходимо отметить, что ранее семья в контексте качества образования не рассматривалась.
В 2013 году в журнале «Вопросы образования» № 4 опубликована статья «Проблема контекстуализации образовательных результатов» (авторы Г. А. Ястребов, А. Р. Бессуднов, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий), где даётся анализ различия в образовательных результатах между российскими школами. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (измерявшаяся с помощью средних показателей ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) разным кадровым и материальным обеспечением.
По мнению авторов статьи, на качество образования при сдаче ЕГЭ по русскому языку и математике влияют следующие факторы:
•Учащиеся из многодетных семей, (-)
•Учащиеся из семей, где работаю оба родителя, (+)
•Учащиеся из семей, где работает один родитель, (+)
•Учащиеся, проживающие в благоустроенных квартирах, (+)
•Оба родителя имеют высшее образование, (+)
•Хотя бы один родитель имеет высшее образование. (+)
Было отмечено, что влияет на высокие результаты ЕГЭ:
•во-первых, участие родителей в воспитании детей;
•во-вторых, оплата родителями занятий с репетитором;
•в-третьих, врождённые способности.
С.А. Фёдорова в своём выступлении отметила, что существует три универсальных способности человека – мышление, общение, труд. Но как проявляются эти универсальные способности в семье? Каким образом образовательные учреждения используют ресурсы родителей? Есть ли эффективные практики по работе с семьёй? - На эти и другие вопросы искали ответы участники краевого фестиваля, обращаясь к актуальным проблемам семейного воспитания и образования.
На этом фестивале учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса МБОУ «Гляденская СОШ» Людмила Викторовна Прохоренко продемонстрировала мастер-класс «Мамина школа. Проектная деятельность как форма взаимодействия семьи и школы» (авторская практика работы с семьёй и в семье).
А.С. Макаренко писал: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира». |