Во всех школах Назаровского района 2 марта 2023 года в-четвертых классах прошла краевая диагностическая работа по читательской грамотности (КДР4 ЧГ). Читательская грамотность в мире признана центральным показателем успешности системы образования, «потому что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны». Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения. Почему существенна читательская грамотность детей, заканчивающих четвертый класс? Потому что именно в это время происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. В переводе на реалии отечественного образования, судьба учебных достижений средней школы существенно зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. В первую очередь это относится к наиболее востребованному и наименее технологизированному результату образования – к умению учиться.
Именно для оценки читательской грамотности как главной составляющей умения учиться и в целом готовности к обучению в основной школе и была введена краевая диагностическая работа по читательской грамотности в 4 классе (учащиеся, обучающиеся по адаптированным образовательным программам, рассчитанным на пять лет, выполняют эту работу в 5 классе).
Данная работа является обязательной процедурой для всех выпускников начальной школы, исключение составляют отдельные категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
КДР4 ЧГ проводилась в форме письменного тестирования с использованием единых контрольных измерительных материалов в течение 40 минут. В продолжительность КДР4 ЧГ не включалось время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу им измерительных материалов, заполнение ими регистрационных полей диагностической работы (до 5 минут).
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов продолжительность КДР4 ЧГ была увеличена еще на один урок с обязательным перерывом после 45 минут работы.
По результатам КДР4 ЧГ можно будет говорить об уровне овладения обучающимися 4 класса метапредметными умениями, связанными с чтением и пониманием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей. Позволит выявить группы учеников с разным уровнем читательской грамотности, с учётом этих уровней будет выстраиваться обучение в основной школе. Данная работа покажет положение дел в области формирования читательской грамотности в системе начального образования Красноярского края, в том числе и Назаровского района. Выявит направления корректировки образовательного процесса. |