29 октября состоялось МО учителей 1 и 2 классов по теме «Креативная постановка вопросов в ситуациях исследовательского поведения» с целью развития познавательной активности педагогов и формирования умений задавать вопросы. В ходе активной творческой деятельности учителям удалось определить, какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска младшего школьника. Используя схему Эрика Ландау, обозначили иерархию уровней креативной постановки вопросов. Определили, что в начале изучения какого-либо предмета или явления каузальные вопросы непродуктивны (например: «Почему…?»; «Отчего…?»). Эти вопросы пассивны, обусловлены прошлым, они недостаточно стимулируют интерес к дальнейшим вопросам. Поэтому желательно, чтобы вначале, на первых уровнях столкновения начинающего исследователя с проблемой, ставились описательные вопросы: «Кто…?»; «Как…?»; «Что…?»; «Где…?»; «Когда…?». Они наиболее связаны с настоящим и описывают ситуацию «здесь и сейчас». Это позволяет ее осмыслить. И только после того, как проблемная ситуация по возможности точно описана, можно выйти на следующий уровень – задавать каузальные вопросы: «Почему?»; «Отчего?». Этот второй по счету уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций). Вопросы следующего уровня – «субъективные вопросы»: «Что я об этом знаю?»; «Что я при этом чувствую?»; «Когда я видел или переживал что-либо подобное?». Затем подается «воображаемый вопрос». Он обычно звучит так: «Что было бы, если…?»; «Что случилось бы, если бы…». Сразу за воображаемыми следуют «Оценочные вопросы»: «Что лучше?»; «Что правильнее?». В заключение - вопросы, ориентированные на будущее – «Что еще может интересовать тебя в этой проблеме?»; «Что еще ты можешь предложить или сделать?». В результате осмысления алгоритма, используя конкретные примеры, составили образные схемы, которые подтвердили целесообразность данного порядка вопросов.
В итоге встречи с помощью графических проекций (ассоциативных рисунков) была проведена рефлексия, отразившая высокий потенциал творческих способностей педагогов в плане готовности к реализации исследовательской деятельности в начальной школе.
|